Mulholland Drive: сказка со счастливым концом
Автор: Amargo86   

Предлагаем вашему вниманию статью участника нашего форума Amargo86 - еще один взгляд на фильм "Малхолланд Драйв". И включайтесь в обсуждение в Красной комнате!

 

Меня всегда смущала сцена с появлением человека за кафе Уинкис. Я все никак не мог понять – какой в ней смысл? Версия, что это просто послание Дайане, казалась мне настолько неубедительной, что я даже не обращал на нее внимания. Зачем Линчу понадобилось вставлять в фильм эпизод, который никак не влияет на развитие сюжета? Но вот однажды, просматривая в очередной раз MD, я вдруг заметил, что некоторые эпизоды фильма так или иначе напоминают сцену с появлением человека. Сначала я не придал этому особенного значения, но потом задумался: что это? Случайные совпадения? Вряд ли. Только не у Линча. Но если это не совпадения, тогда в этих повторах должен быть какой-то смысл. Его поисками я и предлагаю сейчас заняться.Дело в том, что в MD нам рассказывают сразу две истории, причем в обеих главная героиня – Дайана. Первая – это история жизни и смерти Дайаны, вторая – история ее чувств. Каждая из этих историй имеет свой смысл и свой символизм. Первую достаточно подробно разобрал subtle в своей статье "Mulholland Drive: Dissection", вторую попытаюсь сейчас разобрать я. Вернее не разобрать, а рассказать, так как разбирать особенно и нечего – вся эта история передана Линчем при помощи всего 7 символов. Вот об этих символах и о том, что они означают, я и хочу с вами поговорить. Но не ждите от меня связного рассказа, для этого у меня слишком мало таланта. Я просто попытаюсь по пунктам объяснить некоторые вещи, которые помогут вам понять смысл фильма. Если что-то сначала вам покажется странным и непонятным, не пытайтесь разобраться в этом сразу. Дочитайте статью до конца, и картинка, я на это надеюсь, сама сложится у вас в голове.

 

Добро и Зло в фильмах Линча

Все фильмы Линча – это истории о противостоянии Добра и Зла. Добром в творениях Линча обычно является любовь, а вот Зло бывает разное (Фрэнк из «Синего Бархата», БОБ из «Твин Пикс», мама Лолы и Бобби из «Диких Сердцем» и т.д.), но, по сути, это всегда некий «монстр», убивающий людей. Теперь попробуем разобраться, что такое Добро и Зло в MD. Очевидно, что Добро – это снова любовь. А Зло? И вот тут я прелагаю немного отвлечься и вспомнить о весьма экзотичном увлечении Линча йогой и медитацией.

Понятно, что человек увлекающийся такими вещами, просто не может не быть знакомым с восточной культурой, восточной философией. А в восточной культуре отношение человека к миру и к самому себе принципиально отличается от мировоззрения человека Запада. Одно из коренных отличий – это как раз восприятие Зла. Если в западной культуре Зло – это всегда некий кровожадный монстр, хладнокровно потрошащий местное население, то в восточной культуре, в восточной философии все не так. Здесь Зло – это все то темное, которое существует в самом человеке. Это все те темные закоулки его души, которые не дают ему жить в гармонии с миром и быть счастливым. И вот как раз с таким Злом мы сталкиваемся в MD.

Действительно, вспомните хотя бы того же Бобби Перу из «Диких Сердцем» - профессиональный убийца и на редкость неприятный человек. А убийца из MD? Он больше похож на клоуна, чем на классического злодея. Вот что Линч хочет показать нам в сцене с исполнением заказного убийства – понятие Зла изменилось, и человек с пистолетом, убивающий за деньги, далеко не Абсолютное Зло. Подумайте: кто вызывает у вас большую симпатию – киллер, принимающий деньги, или Дайана, делающая заказ?

 

Эпизод с появлением человека за кафе Уинкис

Вспомните, одна из подсказок Линча гласит: «Обратите внимание на события, предшествующие появлению человека за углом кафе». Режиссер не просто обращает наше внимание на эту сцену, он хочет, чтобы мы внимательно ее просмотрели и обратили внимание на то, что нам показывают. Что ж, займемся этим.

Мы видим двух людей, сидящих в кафе Уинкис.

Кафе Winkie's

Назовем их Испуганный Человек (ИЧ) и Приятель (П). ИЧ рассказывает П о кошмарном сне,  который мучает его в последнее время. Тот предлагает ему сходить за угол кафе, чтобы избавиться от кошмаров. ИЧ соглашается.
ИЧ и П выходят из кафе, и нам сразу же показывают телефон-автомат.

Телефон-автомат

Отойдя буквально на пару шагов от телефона-автомата, ИЧ видит дверь. Вот сейчас вам придется мне просто поверить: нам хотят показать не дверь, а то, что на ней – табличку, указывающую, что вход расположен с другой стороны.

Вход с другой стороны

Тем временем, ИЧ и П проходят еще несколько шагов и спускаются по лестнице.

Спуск по лестнице

Спустившись, ИЧ смотрит на помойку, где в центре «композиции» стоит картонная коробка.

Картонная коробка

До угла, из-за которого появится страшный человек, осталось совсем немного, и ИЧ оборачивается, беспомощно глядя на П.

Испуганный человек

Заключительная часть сцены – внезапное появление монстра, смерть ИЧ.

Итак, теперь мы знаем, что цепочка кафе Уинкис - телефон – вход с другой стороны – лестница, по которой спускаются – коробка – беспомощное оглядывание приводит нас прямиком к монстру. И вот здесь вам придется поверить мне во второй раз: нас не интересуют события, связанные с этими образами, а только они сами, точнее их последовательность. Еще одна важная деталь, на которую стоит обратить внимание: монстр существует на протяжении всей этой цепочки, но видим мы его только после ее полного прохождения. Действительно, сначала монстр - всего лишь сновидение, но он уже существует. Чем ближе ИЧ подходит к его закоулку, тем все реальнее он становится. А дойдя до определенной точки своего пути, ИЧ видит перед собой монстра из своих кошмаров, ставшего вдруг абсолютной реальностью. Еще один важный момент: П как не видел монстра в самом начале, так не заметил его и в конце, когда тот появился перед ИЧ.

 

Реальность Бетти-Риты

Но вернемся к цепочке шести символов. Еще раз, в той же самой последовательности, мы встречаем ее в истории Бетти-Риты. Судите сами:
1) Кафе Уинкис – после звонка в полицию, Бетти и Рита заходят сюда, чтобы просмотреть газеты. Рита вспоминает имя «Дайана». Первый шаг сделан.

Бетти и Рита в кафе Winkie's

2) Телефон – Бетти и Рита звонят по телефону Дайане Сэлвин. Не дозваниваются и принимают решение съездить к ней на квартиру. Еще пара шагов.

Телефон

3) Вход с другой стороны - Дайана Сэлвин переехала в другой номер. Бетти и Рите приходится идти к другой двери.

Вход с другой стороны

4) Лестница, по которой спускаются – вспомните лестницу в клубе Силенсио.

Лестница в клубе

5) Коробка – синяя коробочка, появившаяся в сумочке Бетти. Практически финишная прямая.

Синяя коробочка

6) Беспомощное оглядывание – Рита оглядывается в поисках Бетти, перед тем как открыть коробочку.

Рита оглядывается в поисках Бетти

Путь пройден полностью, и Риту затягивает внутрь коробочки (аналог встречи испуганного человека с монстром). Вообще, если проводить аналогии между историей Бетти-Риты и историей Испуганного Человека и его Приятеля, то их достаточно много. Например, Бетти искренне любит свою подругу, на самом деле хочет ей помочь, но в результате лишь губит ее. То же самое происходит и с ИЧ и П. А вот еще одна: монстр ИЧ сначала всего лишь сновидение, ночной кошмар, вызывающий только беспокойство и страх; монстр Риты, синий ключ, сначала тоже вызывает у нее только испуг, но никакого вреда не причиняет. Ну и конечно, главная аналогия - это цепочка символов, помогающая нам понять, что Рита погибает.

Я бы, наверное, на этом остановился, и не стал бы искать дальше смысл цепочки символов, если бы не одно но. Почему Приятель не увидел монстра, убившего Испуганного Человека? Ответ прост: потому что ИЧ погиб от монстра, выросшего в нем самом. Это его Страх, родившийся и выросший внутри него, поэтому П просто не мог видеть того страшного человека. Хорошо, но если ИЧ погубил монстр, которого он вырастил сам, то почему же тогда погибла Рита? Разве она погибла по своей вине? Это несоответствие привело к тому, что я по-новому взглянул на историю Бетти-Риты и понял, казалось бы, очевидную вещь: мы видим сон Дайаны, а значит вся эта история - это история о том, что происходило с самой Дайаной. Не история ее жизни, а история чувств, переживаний Дайаны. История о том, как в ее сердце родилась ненависть и заглушила любовь. Смотрите: Бетти – это только часть Дайаны, ее любовь к Камилле; синяя коробочка, убившая Риту – это ненависть Дайаны, тот монстр, которого она вырастила в себе. Показывая, как шаг за шагом Рита и Бетти приближаются к моменту появления коробочки, Линч при помощи уже известной нам цепочки образов, по сути, рассказывает о том, как постепенно рождалась ненависть Дайаны к своей подруге. Ненависть вспыхивает внезапно, в один миг, так же как внезапно появляется коробочка, но путь к ее возникновению был долгим. В заключительной сцене сна Рита, перед тем как исчезнуть, оборачивается в поисках Бетти, но той уже нет. Ненависть Дайаны заглушила в ней все остальные чувства («Правда, хочешь ее убить?»/«Больше всего на свете»), и Рита/Камилла исчезает, поглощенная монстром. А что же Дайана? В этой реальности не осталось ни любви (Бетти), ни Камиллы (Риты), и Дайана просыпается, то есть обрывает для себя эту реальность. Вот оно - самоубийство. При помощи всего нескольких символов Линч рассказал нам о том, как абсолютно светлая и счастливая девочка дошла до того, что убила человека, а потом и саму себя. Кажется, в этой истории можно ставить точку. Не тут-то было. История, оказывается, имеет продолжение.

Реальность Дайаны-Камиллы

1) Беспомощное оглядывание - Дайана просыпается в своей квартире, садится на кровати и оглядывается.

Дайана оглядывается

2) Коробка – соседка пришла за вещами. Вещи упакованы в картонные коробки.

Картонные коробки

3 и 4) Лестница и вход с другой стороны - тайная тропинка, по которой Камилла приводит Дайану на вечеринку к Адаму. Обратите внимание – они поднимаются.

Камилла и Дайана поднимаются по тропинке

5) Телефон – его я не нашел. Но вполне логично предположить, что именно по телефону Дайана договаривалась о встрече с киллером.
6) Кафе Уинкис - Дайана «заказывает» Камиллу.

Кафе Winkie's

Смотрите: если раньше мы двигались от кафе Уинкис навстречу монстру, то теперь все наоборот – мы как бы развернулись в обратную сторону и возвращаемся к кафе. Я думаю, именно ради того, чтобы выстроить эти шесть символов в обратном порядке, Линч нарушил хронологию событий и показал нам эпизоды из жизни Дайаны в хаотичном порядке. Но согласитесь, ведь повернутая в обратную сторону, эта цепочка должна означать счастливую концовку, а какой же здесь может быть хэппи-энд, если все мертвы? И, тем не менее, это действительно сказка со счастливым концом.

История Дайаны

В самом начале фильма нам показывают лицо Дайаны, озаренное светом.

Дайана

Такой, никому не известной, но абсолютно счастливой, Дайана была в своем маленьком городке. Но вот мы видим, как она приезжает в Лос-Анджелес. С одной стороны, это реальное событие из жизни девушки, с другой – образ. Эта сцена символизирует рождение новой Дайаны, той, в глубине души которой поселился монстр. Я объясню: Дайана, приехавшая в Лос-Анджелес, желает (не мечтает, а именно желает) стать кинозвездой. То есть для счастья ей уже недостаточно того, что у нее есть. А это как раз и означает, что в каком-то дальнем закоулке ее души поселилось маленькое темное нечто, которое потом погубит всю ее жизнь.

Сначала все, кажется, идет неплохо. Дайана знакомится с Камиллой, находит в ней свою любовь, начинает пробоваться на небольшие роли. Но появляется Адам. Любила ли его Камилла? Сомневаюсь, но это был ее шанс пробиться на вершину, и она не собиралась его упускать. Для Дайаны отношения Камиллы и Адама стали настоящей трагедией. Если бы Дайана просто ревновала, вряд ли бы она стала убивать Камиллу. Дайана знала о том, что Камилла встречается с Адамом, ей было больно, однако ненависти она не испытывала. Но было еще одно чувство – зависть. Дайана увидела в Камилле актрису-конкурентку, которая выходит замуж за преуспевающего молодого режиссера, а это значит, что все главные роли достаются ей. Этого Дайана со своей жаждой славы, денег, поклонников вынести не могла. Убивая Камиллу, она уничтожала не неверную подругу, а соперницу по карьере. В этом и состояла ее трагедия: Дайана, оказавшись перед выбором «любовь или карьера» (читай «простое человеческое счастье или счастье социальное») делает выбор в сторону карьеры, и монстр внутри нее разрастается настолько, что становится реальностью в этом мире. Это не значит, что по улицам города стало разгуливать чудовище, нет, это значит, что Зло, существующее внутри Дайаны, выплеснулось во внешний мир, и заказ на убийство Камиллы - главное из его проявлений.

После убийства Камиллы, Дайана внезапно понимает, что она очень любила свою подругу, и что единственное, чего она по-настоящему хочет, это быть с Камиллой. С этого момента начинается «возрождение» Дайаны, суть которого в том, что любовь побеждает в ее сердце все темные чувства – зависть, ревность, ненависть. Особо выделяется сцена самоубийства – ведь это то самое мгновение, когда Дайана совершает «обратный» выбор. Ей уже не нужны ни поклонники, ни главные роли, а только Камилла. И не важно, что для того, чтобы все исправить, нужно пожертвовать жизнью: реальность без Камиллы пуста и не имеет смысла. Реальность без Камиллы – тот же сон, и Дайана с легкостью обрывает ее.

Поэтому в конце фильма нас ожидают сразу два хэппи-энда: во-первых, Дайана и Камилла, наконец-то, обретают друг друга, пусть и в другой реальности;

Дайана и Камилла

во-вторых (и это гораздо более важно для самого Линча), Дайана, сделав «обратный» выбор, вновь становится сама собой, то есть той светлой и счастливой девочкой, которой она была до приезда в Лос-Анджелес.

Дайана
 

Обсудить в форуме

 
© 2024 David Lynch Info. Все права защищены.
 

DL-Info - Twitter

davidlynchinfo: @Vitaliy_Ivanov Ну, не такой уж он и древний... Пихта Дугласа, которая растет возле сторожки Дамы с Поленом, гораздо древнее Улыбается)
 
Rambler's Top100