Голова-ластик ( Eraserhead )
Автор: Сергей Сондра   

 Голова-ластик Eraserhead

Общая информация

Год выхода: 1977
Бюджет: $100 000
Режиссер, продюсер, автор сценария, монтажер, художник: Дэвид Линч (David Lynch)
Актеры: Джек Нэнс (Jack Nance), Шарлотт Стюарт (Charlotte Stewart), Аллен Джозеф (Allen Joseph), Джудит Анн Робертс (Judith Anna Roberts), Лорел Нир (Laurel Near), В.Фиппс-Уилсон (V. Phipps-Wilson), Джек Фиск (Jack Fisk), Джин Лэнг (Jean Lange), Джинн Бейтс (Jeanne Bates)
Оператор: Фредерик Элмс (Frederick Elmes), Херберт Кардуэлл (Herbert Cardwell)
Композитор: Дэвид Линч (David Lynch), Питер Айверс (Peter Ivers). Также в фильме звучат песни Фэтса Уоллера (Fats Waller).
Продолжительность: 90 мин

 

Сюжет

«Голова-ластик» - история о странном человеке по имени Генри. Он живет в мрачном индустриальном мире, в тесной квартирке, окна которой выходят на кирпичную стену. Неожиданно Генри узнает, что его девушка была беременна от него и родила ребенка. Необычного ребенка, уродца. Родители девушки настаивают на их браке, и с минуты, когда в квартирке Генри поселяется сын-уродец, его и без того мрачная жизнь превращается в нагромождение темных и подчас омерзительных событий, где сон и реальность сплетаются в один долгий и завораживающий депрессивный кошмар.

 

История

«Голова-ластик» - полнометражный дебют Дэвида Линча. Авангардный и сюрреалистичный, мрачный и кошмарный, депрессивный и параноидальный, но чистый и одухотворенный…

«Я видел это!» - такие слова были на значках первых поклонников фильма, которые, по легенде, до сих пор ходят на просмотр «Головы-ластика» в пиджаках, как у главного героя фильма.

Дэвид рассказывал, что первые идеи фильма посетили его еще во время учебы в Филадельфии.

К съемкам фильма Линч приступил в 1972 году. Все началось с того, что после успешной короткометражки Линча «Бабушка» Американский киноинститут выделил необычному молодому режиссеру небольшую субсидию на полнометражную ленту. Деньги эти очень быстро исчерпались. Созданию «Головы-ластика» Дэвид Линч отдал пять лет своей жизни. Столь долгий срок съемок был обусловлен в первую очередь именно постоянной нехваткой денег: Линч занимал их у родителей, у друзей, сам подрабатывал разносчиком газет и продавцом радиаторов. С другой стороны - это и следствие творческого подхода режиссера. Идеи фильма приходили к нему постепенно, по кусочкам, фильм собирался, как мозаика.

В своей книге «Поймать большую рыбу», Дэвид писал о фильме:
«Эта картина рождалась каким-то особым образом. Я никак не мог постичь ее. Искал подсказку, ключ, который открыл бы мне ее суть. Конечно, отчасти я понимал ее, однако не хватало чего-то главного. Я отчаянно искал его. Я взял Библию и начал читать. И вот однажды я прочел в ней стих. После этого я закрыл Библию. Я нашел. Это было то самое. Да, самое главное. Я увидел всю картину целиком — полноценную и завершенную».

Какой именно стих помог ему в тот раз, Дэвид не признался…

Сценарий "Головы-ластика" уместился всего на 21 странице. Это не был обычный сценарий; больше он походил на диаграммы и схемы для напоминания о каких-то важных вещах и идеях.

Линч объясняет: «Даже если бы я имел готовый сценарий, он никогда не был бы сделан должным образом. В фильме так много вещей, которые действительно нельзя записать, и когда вы вынуждены их записывать, все заканчивается тем, что вы делаете совсем другой фильм».

Событий за пять лет съемок было много. И это были тяжелые пять лет…

Большая часть "Головы-ластика" была снята в большом серокаменном особняке в Беверли-Хиллз, в то время - главном корпусе Американского киноинститута. Здесь Линч незаконно проживал со своей первой женой. Эта комната с шерстяным одеялом на окне стала его миром. Он просил Элмса запирать его на ночь на замок, чтобы охранник ничего не заподозрил.

График съемок фильма был сильно разбросан. Так, например, сцену, где Генри входит в свою комнату, снимали через 18 месяцев после сцены, где Генри открывает дверь. Можно заметить и другую ошибку режиссера: в одной сцене фильма Генри намочил правую ногу, но придя домой, стал сушить носок, только что снятый с левой. Декорации фильма приходилось попросту собирать по несколько раз. Показательны слова Джека Нэнса: «Все это выглядело так, будто мы никогда не сможем доснять фильм».

Джек Нэнс – студенческий друг Линча. На протяжении всех пяти лет съемок он ходил с прической точь-в-точь как у его героя. Джека Нэнса в какой-то степени можно назвать талисманом Линча – он играл во всех фильмах Линча, кроме «Человека-слона», вплоть до «Затерянного шоссе». Их тандем смогла разлучить только трагическая гибель Джека.

Роль «Человека с планеты» сыграл Джек Фиск – еще один друг Линча. Их сотрудничество началось еще на первой короткометражной работе Линча «Шесть блюющих фигур». Впоследствии Фиск снимет в качестве режиссера один из эпизодов телевизионного проекта Линча – «В прямом эфире». И примет участие в создании «Простой истории» и «Малхолланд Драйв».

Первый оператор фильма Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съемок умер во сне в возрасте 35 лет. Смерть одного из участников фильма позже станет «черной» традицией для Дэвида Линча…

Место Кардуэлла занял Фредерик Элмс. Молодой оператор в то время был ассистентом на фильмах самого Джона Кассаветиса. Линч и Элмс и позже будут сотрудничать – на фильмах «Синий бархат» и «Дикие сердцем». А во время одного из перерывов съемок «Головы-ластика» Линч с Элмсом успели снять короткометражку «Ампутантка»(1974).

Именно на съемках «Головы-ластика» Линч сформировался как режиссер, как художник, наконец, как «хозяин фильма» (выражение самого Дэвида). На «Голове-ластике» Линч был истинным и свободным творцом своего детища. Режиссер, продюсер, монтажер, художник, автор звуковых эффектов. Все это он – перфекционист Дэвид Линч. Стиль, темы и мироощущение, символы и образы, сны и раздвоение реальности – все родилось именно в «Голове-ластике». Даже такие детали, как, например, знаменитые красные шторы, появились впервые здесь. Поэтому неудивительно, что Линч считает своим самым совершенным произведением именно «Голову-ластик».

«Сон о мрачных и беспокойных вещах» - так однажды охарактеризовал свою картину Линч.
На все вопросы об автобиографических или исповедальных чертах картины Линч отвечает, что все эти страхи не связаны с его жизнью: «Эти вещи в «Голове-ластике» пришли из чего-то невидимого; это не на поверхности вещей».

Тем не менее, тема семейных отношений и страха перед ответственностью не случайно стала одной из ключевых в фильме. В 1974 году, во время съемок фильма, Дэвид развелся со своей первой женой Пегги Риви. Она просто не выдержала того образа жизни, который вел ее муж. Через некоторое время после развода Линч женился на родной сестре Джека Фиска – Мэри. Это произошло в 1977 году, в год премьеры «Головы-ластика». Саундтрек фильма посвящен именно ей.

От Пегги Риви у Дэвида осталась дочка Дженнифер (которая впоследствии пойдет по стопам отца, сняв фильмы «Елена в ящике»(1993) и «Наблюдение»(2008). В раннем детстве у Дженнифер были большие проблемы со здоровьем – врожденный дефект ног. Многие усматривают в этом параллели с ребенком из «Головы-ластика».

 

Ребенок-мутант

Долгое время Линч не раскрывал тайну создания ребенка-мутанта. Но потом все-таки выяснилось, что ребенка «играл» забальзамированный зародыш телёнка. А вот как Линч заставил его двигаться - до сих пор загадка. После съемок, говорят, Линч похоронил теленка.

«Я ненавижу рассказывать, как создаются те или иные вещи. Это как магический фокус. Как только люди узнают, как он был сделан, они говорят: «А…» И весь интерес немедленно пропадает».

 

Музыка

Власть звука Линч открыл еще при работе над первыми короткометражками. На «Голове-ластике» он окончательно понял, что звук – это половина успеха фильма.

«Если вам удается нужным образом свести звук и изображение, тогда целое выглядит куда более впечатляюще, чем просто сумма двух этих компонентов. Звук – шумы, голоса, музыка – представляет собой плоть фильма, его физическое тело, звук поселяется на территории фильма, устраивается в нем, подобно жильцу в доме».

Музыкальным и звуковым оформлением к фильму Дэвид занимался вместе с композитором Аланом Сплетом. Они искали звук в самых невероятных местах: записывали гул кондиционеров, звук растворяющейся в воде таблетки, жужжание тающего на плите кусочка сахара. И нужно признать, без звукового оформления было бы трудно в полной мере ощутить гнетущее настроение фильма.

В фильме звучат песни Томаса Фэтса Уоллера. А знаменитую «In Heaven», ту самую песню Леди из батареи, исполнил Питер Айверс на слова Дэвида Линча.

 

Эпилог

 «На небесах все в порядке», – поет Леди из батареи.

Долгие съемки и монтаж фильма закончились в 1977 году (по другой версии в 1976) благодаря финансовой и моральной помощи родственников и друзей Дэвида, среди которых и известные коллеги: Джон Уотерс («Розовый Фламинго») и Терренс Малик («Пустоши»). Линч все же смог закончить работу над этим неординарным во всех отношениях фильмом, фильмом всей своей молодости, а может, и целой жизни.

Линч начал снимать фильм в 26 лет, а закончил в 31 год.

«Дэвид прошел через духовный кризис, когда снимал «Голову-ластик, – говорит Джек Нэнс. – Это был период, когда он разрабатывал свою программу медитации». «Дэвид заполнял фильмом все свое существо», – добавляет оператор Фредерик Элмс.

Премьера «Головы-ластика» состоялась на фестивале «Filmex festival» в Лос-Анджелесе в 1977 году, и со временем завоевала статус хита ужасов в ночных киноклубах Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Сан-Франциско и Лондона. На Международном фестивале фантастических фильмов в Авориазе «Голова-ластик» удостаивается главного приза – «Золотой антенны». Хотя не все восприняли фильм с восторгом, фильм был отвергнут Нью-Йоркским фестивалем.

По мере появления на экранах фильм приносил все большие кассовые сборы. «Голова-ластик» становится культовым произведением и приобретает популярность. При бюджете в 100 тыс. долларов он собрал в мировом прокате более 7 млн. долларов.

Среди поклонников фильма такие мэтры кинематографа как Джон Уотерс, Джордж Лукас и Стэнли Кубрик.
Критики окрестили «Голову-ластик» «последним шедевром авангарда»; а по значимости для американского кинематографа равняют дебют Линча с первыми и этапными фильмами Джона Кассаветиса («Тени») и Дэнниса Хоппера («Беспечные ездоки»).

Но главным все-таки было то, что с выходом фильма «Голова-ластик» заговорили не просто о молодом режиссере со своим «странным миром» или о новом объекте культа – заговорили о гении. У которого все еще было впереди! «Голова-ластик» стал не просто визитной карточкой режиссера. Он стал «лицом» Дэвида Линча.

Дэвид Линч о фильме:
«Голова-ластик» — мой самый тонкий и одухотворенный фильм. Мало кто понимает меня, когда я это произношу. Но так оно и есть.
Это совершенный фильм. Я им не пресыщаюсь. Это как полотно Эдварда Хоппера. Я не хвастаюсь.
Однажды ко мне подошел мой продюсер Джонатан Сэнгер в компании сотрудников Джорджа Лукаса. «Они хотят кое-что рассказать», — сказал Сэнгер. Они начали: «Дэвид, вчера мы ездили на студию Elstree Studios и встретили там Кубрика. Он пригласил нас посмотреть его любимый фильм, мы с радостью согласились». Оказалось, он показал им «Голову-ластик». Я понял, что теперь могу спокойно… умереть.

 

 

Интересные факты

 

  • В 2004 году «Голова-ластик» был занесен в регистр фильмов библиотеки Конгресса США. Куда, следует заметить, включаются фильмы только с культурным, историческим и эстетическим значением.
  • Американский кинокритик Джонатан Розенбаум включил картину Линча в список ста лучших американских фильмов 20 века. 
  • Стэнли Кубрик на съемках фильма «Сияние» (1980) показывал «Голову-ластика» всей съемочной группе, как он говорил, «для создания потусторонней атмосферы».
  • Журнал «Premiere» привел этот фильм в списке «25 наиболее опасных фильмов» ("The 25 Most Dangerous Movies").
  • Фильм «Голова-ластик» вырос из несостоявшегося короткометражного проекта «Gardenback» («Задний двор»), сценарий которого Линч написал еще в 1970 году. Но студия была заинтересована в полнометражном фильме, поэтому после переделки сценария от первоначального варианта остались только некоторые элементы, такие как главные герои – Генри и Мэри.
  • Во время съемок "Головы-ластика" Линч разработал свой необычный метод работы с операторской «тележкой»: «Я имею обыкновение своеобразно использовать панораму. Этот метод я впервые попробовал на картине «Голова-ластик» и полюбил навсегда. Метод заключается в том, что я нагружаю панорамную тележку всякого рода тяжестями, например, мешками с песком, так, чтобы казалось, будто она весит три тонны. Чтобы толкать ее, требуется несколько человек, и съемка с такой нагруженной, сопротивляющейся движению тележки придает панораме невероятное изящество, пластичность и мягкость. Впечатление создается очень сильное».
 
© 2024 David Lynch Info. Все права защищены.
 

DL-Info - Twitter

davidlynchinfo: @Vitaliy_Ivanov Ну, не такой уж он и древний... Пихта Дугласа, которая растет возле сторожки Дамы с Поленом, гораздо древнее Улыбается)
 
Rambler's Top100