Дюна
Автор: Анатолий Попель   

Dune Дюна

 

Общая информация


Год выхода: 1984
Бюджет: 40 000 000 долларов
Сценарий: Дэвид Линч (по книге Фрэнка Херберта)
Исполнительный продюсер: Дино Де Лаурентис (Dino De Laurentiis)
Продюсер: Рафаэлла Де Лаурентис (Raffaella De Laurentiis)
В ролях: Кайл МакЛоклан (Kyle MacLachlan), Франциска Эннис (Francesca Annis), Юрген Прохнов (Jürgen Prochnow), Стинг (Sting), Кеннет МакМилан (Kenneth McMillan)
Композитор: Тото (Toto)
Оператор: Фредди Френсис (Freddie Francis)
Монтаж: Энтони Гиббс (Antony Gibbs)
Подбор актеров: Джейн Дженкинс (Jane Jenkins)
Производственные компании: -

Сюжет

Год 10191. Изведанной частью Вселенной правит император-падишах Шаддам Корино IV. В это время самым ценным веществом во Вселенной считается спайс (меланж). Спайс продлевает жизнь, расширяет сознание, и он очень важен для космических путешествий. Но спайс существует лишь на одной планете, сухой и пустынной, где не стихают песчаные бури. Там, среди скал, живут люди, известные как Фримены. У Фрименов существует пророчество, которое гласит, что однажды на Дюну явится мессия, который приведет их к истинной свободе и навсегда изменит их мир. Планета эта называется Аракис, но она также известна как Дюна.

История

Впервые экранизовать знаменитый фантастический роман Френка Херберта «Дюна» взялась компания Apjac International (APJ) под руководством Артура П. Джейкобса (Arthur P. Jacobs). Они первыми купили права на экранизацию в 1971 году, и уже были определены потенциальные режиссер (Дэвид Лин) и сценарист (Роберт Болт), но из-за съемок сиквела «Планеты обезьян» съемки «Дюны» задержались. Они были назначены на 1974 год, а в 1973 году Артур П. Джейкобс умер…
 
Вторую попытку экранизовать произведение предпринял французский консорциум под управлением Жан-Поля Гибона. Они выкупили права у APJ и назначили в качестве режиссера Алехандро Ходоровски. Замысел Ходоровски был поистине масштабный: Алехандро намеревался снять более 10 часов киноматериала; привлечь к работе над картиной Орсона Уэллса, Сальвадора Дали, Дэна О’Бэннона, Глорию Суонсон, Герви Вилличейза; музыку к фильму должна была писать группа «Pink Floyd»; в качестве дизайнеров для картины были приглашены Крис Фосс (Chris Foss), художник Жан Жиро «Мёбиус» (Jean Giraud (Moebius)) и Х.Р.Гайгер (H. R. Giger). Подготовка шла полным ходом (были готовы часть съемочных площадок, сценарий и др. наработки), когда у Дали начался разлад с Ходоровски на почве денег, и финансирование картины резко сократилось. В 1976 году Фрэнк Херберт приезжал в Европу, чтобы узнать, как обстоят дела с экранизацией, и выяснилось, что 2 миллиона долларов из 9,5 миллионов бюджета были израсходованы еще до начала съемок, а картина должна была длиться 14-часов… Осуществить съемки в таких обстоятельствах было весьма проблематично.
 
Права на экранизацию снова перекупили. На этот раз – Дино Де Лаурентис. В 1979 году в качестве режиссера пригласили Ридли Скотта. Скотт настаивал на разделении фильма на две части. Подготовительный процесс «Дюны» длился долго и отнимал много сил. Множество раз переписывался сценарий картины. А спустя семь месяцев подготовки умер брат Скотта, после чего Ридли сообщил Дино Де Лаурентису о том, что покидает проект, оставив ему сценарий Руди Вурлицера (съемки тогда и не думали начинаться, и Скотт решил заняться более быстро движущимся проектом, экранизацией романа Филиппа Дика)…
 
Наконец, в 1981 году, после появления фильма «Человек-Слон» взяться за экранизацию «Дюны» предложили Дэвиду Линчу. В тот момент Дэвид был нарасхват, и ему делали множество предложений. В частности, занять режиссерское кресло «Звездных Войн VI – Возвращение Джедая». Дэвид согласился на предложение Де Лаурентиса, хотя и не был знаком с книгой Херберта и вообще не увлекался научной фантастикой.
 
Позже Линч неоднократно признавался, что ему не нравится этот фильм.
Оглядываясь назад, я понимаю, что как будто продался с «Дюной» еще с самого начала работы над фильмом. Потому что мне не отдали чистовой монтаж. Я знал, что я и люди, с которыми я работал, по-разному смотрели на эту картину и что их представление о ней в корне отличалось от моего. Я пытался найти компромисс… Но при таком подходе редко получается что-то хорошее.
Линч согласился сам написать сценарий. Ему пришлось писать шесть его различных версий, прежде чем 30 марта 1983 года наконец начались съемки по 135-страничному шестому варианту сценария. Для съемок «Дюны» были построены 80 съемочных площадок, 16 звуковых площадок, а всего к проекту привлекли 1700 человек. Большая часть съемок прошла в Мексике.

 
Полная версия картины длилась более 4 часов. Дэвид специально доработал сценарий, чтоб сократить фильм до 3 часов. Но в Universal Pictures ожидали получить двухчасовой монтаж. Чтобы настолько сжать фильм, многие сцены пришлось вырезать, часть сцен пересняли, чтоб сделать сюжет более сконцентрированным, а к тому же пришлось накладывать голосовые описания событий.
 
Премьера «Дюны» состоялась 3 декабря 1984 года в «The Kennedy Center» в Вашингтоне, а всемирная премьера – 14 декабря. Фильм ждали. И возлагали на него большие надежды, поскольку книга Херберта была очень популярна. Реакция критиков и публики оказалась преимущество негативной. На фильм вышло большое число отрицательных рецензий, одна жестче другой. 
 
Неудавшийся режиссер «Дюны» Алехандро Ходоровски так описывал свои ощущения от премьеры:
"Узнав, что "Дюну" снимает Линч, я буквально заболел. Я очень ценю Линча, и был уверен, что он сможет сделать превосходный фильм. И вот я отправился в кино, с двух сторон меня поддерживали сыновья, потому что мне было плохо от зависти. В начале фильма я был совсем бледный, буквально растекся в кресле, но чем дальше, тем лучше я себя чувствовал, мои щеки розовели, потому что фильм оказался полным дерьмом".
 
Что до Линча… То ему, конечно, пришлось несладко. Во-первых, на него полился поток критики. Во-вторых, провал «Дюны» означал, что теперь можно навсегда забыть о больших бюджетах. Но больше всего Дэвид переживал оттого, что самому ему его детище было не по душе.
 
Дочь Дэвида, Дженнифер, рассказывала:
«Я думаю, «Дюна» - это первый и последний раз, когда такие большие деньги вкладываются в проект, которым управляет Дэвид. После выхода «Дюны» с тем монтажом, который был… Дэвид сам говорил мне это – он как будто пережил тысячу смертей. Снова, и снова, и снова…».
 
Линч навсегда возненавидел этот проект и даже отказался сделать режиссерскую версию…

Музыка

Музыку к фильму «Дюна» написала американская рок-группа «Тото». Одну композицию написал Брайан Эно.

Интересные факты

  • В телевизионной версии фильма вместо Дэвида Линча режиссером значится Алан Смити. Алан Смити – это особый псевдоним в Голливуде, которым пользовались режиссеры, желавшие, чтоб фильм с ними не ассоциировался.
  • Существует мнение, будто выбор между «Звездными Войнами» и «Дюной» в пользу последней Линч сделал потому, что роман Херберта очень нравился его дочери.
  • Внешность персонажей фильма «Дюна» позже была использована в компьютерной игре «Dune» 1992 года компании Cryo Interactive.
  • В одной из сцен в фильме появляется сам Линч (в роли рабочего на харвестере – машине, собирающей спайс).
  • В «Дюне» Линч впервые пригласил на одну из ролей рок-звезду. В этот раз – Стинга. Также он снимал Дэвида Боуи в фильме «Твин Пикс. Огонь иди со мной» и Мэрилина Мэнсона в «Затерянном шоссе».
  • В 2000 году вышла новая версия «Дюны» – мини-сериал режиссера Джона Харрисона, продолженный в 2003 году мини-сериалом «Дети Дюны». В 2010 году должна выйти уже третья экранизация романа «Дюна».
  • В случае успеха фильма, Де Лаурентис расчитывал снять продолжения «Дюны», и Дэвид Линч даже работал над сценариями «Мессии Дюны» и «Детей Дюны».
  • Всего Фрэнк Херберт написал 6 книг о Дюне. Затем его сын Брайан и писатель Кевин Дж. Андерсон написали серию приквелов к книжному сериалу «Дюна».
 
© 2024 David Lynch Info. Все права защищены.
 

DL-Info - Twitter

davidlynchinfo: @Vitaliy_Ivanov Ну, не такой уж он и древний... Пихта Дугласа, которая растет возле сторожки Дамы с Поленом, гораздо древнее Улыбается)
 
Rambler's Top100